Тормоза на мотоцикле.

Не зная как правильно тормозить, можно однажды очень сильно пострадать. Для начала нужно понять, с чем связаны основные проблемы торможения: блокировка переднего колеса, заднего колеса, недостаточное торможение. Эти проблемы взаимозаменяемые. То есть если мы тормозим слабо, мы не блокируем колесо, но при этом мы не успеваем остановиться до ДТП. И наоборот — мы тормозим слишком сильно и пускаем мотоцикл в юз, опять же попадая в ДТП.

ВНИМАНИЕ! Эта статья опирается лишь на личный опыт и знания физики.
Многие думают, что тормоза у нас есть лишь задние и передние. Для них же новость, что тормозить можно еще и двигателем.

Торможение двигателем.

Многие слышали о таком термине, как «торможение двигателем». Но далеко не все знают что это такое. Какие же бонусы мы имеем при торможении двигателем:
Двигатель не тормозит колесо путем блокировки колеса — он лишь замедляет его вращение. То есть минимальны возможности потери контроля над мотоциклом; В любой момент можно возобновить ускорение одним движением и без всяких сопротивлений — то есть, если Вы захотите ускориться, то в случае торможении двигателем вероятность хайсайда меньше;
Вопрос износа стоит ребром — одни говорят, что двигатель меньше проживет если часто им тормозить, другие говорят, что с двигателем все ок, за то колодки дольше прослужат. Даже если двигатель изнашивается больше — неужели двигатель стоит Вашей жизни? И тем более, если не дай бог произойдет ДТП, то двигатель тоже может пострадать, причем сильнее.

Торможение двигателем реализуется очень просто — Вы отпускаете газ и ощущаете некоторый рывок назад. Затем вы включаете понижающую и плавно отпускаете сцепление  — еще один рывок. И так вы делаете на протяжении всей остановки.

Задние тормоза.

Будучи подставным учеником в одной из Московских мотошкол, я «проходил» подготовку к сдаче на права в ГИБДД. Когда я делал вид, что не умею проходить восьмерку, я решил попробывать пройти ее так, как сам учу всех — с задним тормозом, на что услышал интересную фразу инструктора — «На мотоциклах задними тормозами не пользуются — от них нет толка». Вообще, зажравшиеся мотошколы отличаются своим раздолбайским подходом к обучению — езжайте на холостых, играя сцеплением; задние тормоза Вам не нужны и тд…
Что же думаю я? Задние тормоза играю ключевую роль в управлении мотоциклом — это третий руль! Лично я расцениваю соотношение тормозов так «Задний/Передний/Двигатель = 25/50/25″. То есть вклад в тормозное усилие у передних тормозов — 50% от общего, у задних и у двигателя = 25%. Отказываясь от задних тормозов мы отказываемся от 25% тормозного усилия. , что влечет за собой увеличение тормозного пути на 33%. В эти 33% в один прекрасный момент может влезть машина, грузовик, пешеход. очень рекомендую использовать и задние тормоза и посылать по дальше инструкторов и мотошколы, которые говорят, что задними не тормозят.

Передние тормоза.

Передние тормоза довольно сложный элемент управления. С помощью них можно хорошо и быстро остановиться в любой момент. Но с их же помощью можно очень даже хорошо улететь. Говорят, что легче с передним тормозом на мотоциклах с АБС, но мне еще не посчастливилось поездить на таком. Поэтому могу опираться лишь на свой опыт.

Передний тормоз блокируется довольно легко на грязном/мокром покрытии. Передние тормоза обычно эффективнее задних — ведь при торможении вес переносится вперед.

Блокировку переднего колеса можно почувствовать не сразу — а только при каком либо изменении поворота руля и дорожного покрытия.

Это видео наглядный пример торможения в дождь. Судя по тому, что пилот рулит а перемещений вправо-влево не замечено, можно сделать вывод, что колесо у него заблокировано. В случае этого видео надо было тормозить всеми тормозами, которые есть — задний, передний и двигатель.

Заключение. 

Очень надеюсь, что прочитанное подтолкнет Вас к тренировке навыков и Вы избежите неприятных ситуаций на дороге. Также рекомендую к прочтению:

Отработка навыков

Очередное ДТП

Принудительное закрытие сезона

Удачи на дорогах!

You may also like...